ЯРУС > Теория > Морфемика, морфонология, словообразование > Единицы системы синхронного словообразования

Простейшей единицей системы словообразования является произво´дное сло´во (дерива´т).
 
Остальные единицы называются комплексными, т.к. состоят из двух или более слов.
 
Словообразова´тельная па´ра – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например:
 
играть → игрок,
 
чёрный и белый → чёрно-белый,
 
рисовать → нарисовать,
 
лес → лесистый,
 
иностранная фирма → инофирма,
 
шуметь → расшуметься,
 
выше указанный → вышеуказанный.
 
Словообразова´тельная цепо´чка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, т.е. однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
 
учить учитель → учительница,
 
куда → никуда → никудышный → никудышно,
 
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
 
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
 
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке, по наблюдениям А.Н. Тихонова, – восемь, например: драть задрать задор задорить подзадорить подзадоривать подзадоривающий подзадоривающе.
 
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
 
Словообразова´тельная паради´гма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общее производящее и находятся от него на расстоянии одного словообразовательного шага.
Например:
 
   жилетик    
   жилетка    читательница

 жилет

 

 читатель

 
   жилетник    читательский
   жилетница    
 
Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодерива´тами.
 
Словообразова´тельное гнездо´ – совокупность всех однокоренных производных слов, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда непроизводное, остальные слова – производные.
 
Образец словообразовательного гнёзда 
Исходное слово «губерния».
 
 губе´рн(и-я) [ губерниj-а ]   
    губерн-а´тор  
      губерна´тор-ш-а 
     губерна´тор-ств-о 
     губерна´тор-ск-ий 
     губерна´тор-ствова-ть 
     вице-губерна´тор  
           вице-губерна´тор-ск-ий 
     генера´л-губерна´тор ср. генеральный 
           генера´л-губерна´тор-ств-о 
           генера´л-губерна´тор-ск-ий 
   губе´рн-ск-ий   
  
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М., 1990. – Т. 1. – С. 262).
  
Словообразова´тельный тип – схема образования производных слов, характеризующихся общностью трёх элементов:
 
1) часть речи производящего слова (следует отметить, что общность первого признака многими лингвистами признаётся факультативной, то есть к одному словообразовательному типу могут быть отнесены дериваты, образованные от основ слов разных частей речи);
 
2) словообразовательное значение;
 
3) способ словопроизводства и словообразовательное средство.
 
Под словообразова´тельным значе´нием понимается «обобщённое значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 501). Например:
 
– производные горошина, снежинка, виноградина имеют словообразовательное значение «единичность»;
 
– производные запеть, закукарекать имеют словообразовательное значение «начинательность».
 
Таким образом, производные тигрёнок, поварёнок, лисёнок относятся к словообразовательному типу, имеющему следующие характеристики:
 
1) производящая база – основа существительных;
 
2) словообразовательное значение – «детскость» («невзрослость»);
 
3) способ словообразования – суффиксальный; суффикс -ёнок/-онок.
 
В зависимости от характера словообразовательного значения принято различать (вслед за Ежи Куриловичем) две сферы деривации:
 
1) лекси´ческую дерива´цию; к этой сфере относятся производные, лексические значения которых отличаются от лексических значений производящих;
 
2) синтакси´ческую дерива´цию; к этой сфере относятся производные, отличающиеся от производящих принадлежностью к иной части речи, но имеющие то же значение, что и производящие (отглагольные существительные со значением «отвлечённое действие» – чтение, ходьба, перелёт; отадъективные существительные со значением «отвлечённый признак» – тишина, белизна, синь; относительные прилагательные – лесной, грибной, персиковый; отадъективные наречия – легко, весело, быстро).
 
Синтаксические дериваты имеют транспозиционное словообразовательное значение.
 
Производные, образованные способом усечения, имеют нулевое словообразовательное значение.
 
Производные, образованные сложением, сращением или аббревиацией, имеют синтагматическое (соединительное) значение.
 
В дериватологии принято выделять следующие группы словообразовательных типов:
 
1. Транспозицио´нные словообразова´тельные ти´пы – словообразовательные типы, которые охватывают синтаксические дериваты.
 
2. Модификацио´нные словообразова´тельные ти´пы – словообразовательные типы, производные которых лишь модифицируют значения производящих. К ним относятся:
 
а) производные (существительные, прилагательные, наречия) с размерно-оценочным значением (значением субъективной оценки) – письмецо, пальтишко, беленький, немножечко и др.;
 
б) существительные со значением единичности – фасолина, снежинка и др.;
 
в) существительные со значением собирательности – студенчество, генералитет и др.;
 
г) существительные со значением невзрослости – котёнок, волчонок, поварёнок и др.;
 
д) глаголы, выражающие количественно-временные модификации действия («начало действия», «конец действия» и др.) – запеть, дочитать и др.;
 
е) существительные со значением женскости – повариха, актриса, учительница, слониха, медведица и др.
 
3. Мутацио´нные словообразова´тельные ти´пы охватывают все производные, семантика которых существенно отличается от значений производящих, например: существительные со значением места (сахарница «там, где хранят сахар», слоновник «там, где содержат слонов», читалка «там, где читают книги, журналы и т.п.»), существительные со значением лица (игрок «тот, кто играет», лгун «тот, кто лжёт», строитель «тот, кто строит»).
 
Словообразова´тельная катего´рия – комплексная единица системы словообразования, формирующаяся совокупностью словообразовательных типов на базе общности словообразовательного значения.
 
Так, например, словообразовательную категорию существительных со значением собирательности образуют словообразовательные типы, оформленные следующими суффиксами: -н(я) (ребятня), -ур(а) (профессура), -j(о) (вороньё), -иj(а) (пионерия), -ств(о) (студенчество), -щин(а) (интеллигентщина).
 

сгенерировано за 0.39360094070435 сек.

назад > на главную > наверх

Астраханский государственный университет, © 2006–